ИСТОРИЯ ПАВЛОДАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА ДРАМЫ имени А.П. Чехова

   До открытия в Павлодаре профессионального театра в городе ещё с дореволюционных времен постоянно работала любительская труппа, в которой были заняты жители уездного центра из числа образованной публики, местной интеллигенции, мещан и казаков, обладавших ярко выраженными способностями к актерскому ремеслу. Из афишки 1893 года, извещающей павлодарскую публику, мы узнаём о любительских спектаклях, организуемых мадам Плотниковой – супругой известного в те времена купца, промышленника и пароходчика. В старых выпусках газеты «Омский телеграф» можно найти и более ранние свидетельства – заметки об активной сценической жизни в уездном городе. В переписке военного топографа, генерал-майора Н.Ф.Щербины, проводившего в Павлодарском уезде съёмки местности в 1876 году, есть упоминание о посещении им спектаклей бродячих артистов – балаганщиков, которые осмеливались представить зрителям значимые отрывки из древнегреческих или шекспировских трагедий, русских и французских водевилей. И вполне объяснимо, что как только в 1861 году станицу Коряковку переименовали в Павлодар и придали ей более высокий статус, в новом городе свет рампы стал непременным и обязательным элементом досуга просвященной части населения. Балаганщики и циркачи занимали львиную долю в тогдашнем шоу-бизнесе, а молодые образованные чиновники и приказчики стремились противопоставить им свои попытки облагородить вкусы местной публики. В 1920-30 годы приезжие театральные труппы показывали спектакли «Квадратура круга», «Разлом», «Анна Каренина», «Медвежья свадьба», «Чердак», «Человек с портфелем», «Ржавчина», «Доллар и ток», «Любовь Яровая». Любительские постановки местных театралов обеспечивались силами и энтузиазмом комсомольского актива и учителей. Местные артисты-любители продолжали свое бескорыстное служение Мельпомене и после открытия в Павлодаре областного казахского драмтеатра. Из них, а также из приглашенных артистов в составе Облказтеатра была сформирована русская труппа. В марте 1940 года было решено переименовать её в русский драмтеатр.

   Датой рождения Павлодарского областного русского театра драмы принято считать 6 ноября 1945 г.
В этот день состоялась первая премьера по пьесе А.Корнейчука «Платон Кречет» в постановке первого режиссера И.Ф.Райского и в оформлении художника Д.Штейгера, открывшая счет сезонам нового творческого коллектива. В спектакле были заняты артисты А.Черданцева, К.Вольская, М.Катрич, Б.Шамардина, С.Агафонова, Л.Амельчева, П.Райский, А.Кибицкий, В.Глазков, А.Самсонов, С. и А.Фуксманы, Б.Чигрин, С.Притульчик. В самом первом составе работали 20 человек (7 актеров и 13 актрис). В труппе театра блистали народная артистка КазССР К.Струнина, заслуженная артистка КазССР З.Поджио. Главным художником театра назначен С.Морозов. 1 января 1947 г. русский коллектив был утвержден в шкалу всесоюзных театров, став отдельным учреждением. Директором назначен Л.С.Жуков, художественным руководителем А.П.Струнин. Театру предоставили помещение на 513 мест. Это было здание зеленой эстрады в городском саду. Второй рабочей площадкой театра стал клуб водников им.В.Куйбышева.

   Период с 1960 по 1972 годы стал судьбоносным для театра. Освоение целины дало толчок развитию новых отраслей промышленного производства, подъёму образовательного уровня, развитию культуры и искусства. В это время театр возглавил выпускник ГИТИСа В.Ермаков. Он смог реализовать идеи, которые вынашивают все профессиональные театралы - создать такой творческий коллектив, в котором и актеры и режиссеры, и зрители живут единой мыслью и мечтой; как писал Борис Пастернак: «Когда строку диктуют чувства, оно на сцену шлет раба. И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». В театре появилась совершенно новая плеяда, сложившаяся из молодых московских, самарских, сибирских и зрелых павлодарских актеров. Ядро составили выпускники ГИТИСа и Щепкинского училища – главный режиссер Владимир Кузенков и ведущие актеры Олег Афанасьев, Дариан и Татьяна Дралюки, Леонид Монастырский, Светлана Степанова, Анатолий Пискунов и другие. Чтобы создать свой театр, собрать и сплотить разных людей, подчинить их мечте и перспективе, надо было обладать особым талантом. В.Ермаков сделал ставку на молодежный театр и со всей страстностью, убежденностью, безоглядной влюбленностью в талантливых людей, собрал настоящую боевую театральную дружину. С первым же спектаклем, поставленным в новом составе, кончилась эра деревенских, колхозно-совхозных театров, скатившихся до «профессиональной самодеятельности». Родился современный, дерзкий авангардный коллектив, которому до всего было дело. О театре заговорили в театральных кругах всего Советского Союза. В театре открылась своя школа-студия, из которой вышло три поколения актеров, в т.ч. известные сегодня мастера сцены и кино Алексей Булдаков, Владимир Еремин, Анатолий Узденский.

   Неожиданным и воодушевляющим было приглашение на гастроли в Москву, с показом лучших спектаклей на сцене Кремлевского Дворца съездов. Приглашение было не случайным фактом и не дежурным актом. В Москве театральные завсегдатаи и критики прослышали о каком-то дерзком и удачливом провинциальном театре из Павлодара. В центральной прессе появлялись многочисленные позитивные публикации о Павлодарском театре. Успел вызвать интерес своими рассказами и народный артист СССР Николай Мордвинов, выходивший на павлодарскую сцену в спектакле «Ленинградский проспект». Имена Олега Афанасьева, Леонида Монастырского и Светланы Степановой стали известны широкому кругу театралов; Владимир Кузенков был тогда самым молодым главным режиссером в СССР. В 1965 году в «Комсомольской правде» к 20-летию театра была опубликована статья Альберта Павлова «У искусства нет столиц». В ней автор попытался передать тот дух дерзанья и творческого поиска, присущий в то время театру. Выступления в Москве начались 1 февраля 1967 года. Потоку зрителей, казалось, не будет конца. Вскоре обнаружилось, что свободных мест нет – все 1200 мест были заняты. Когда труппа выстроилась на сцене для знакомства, с напутствием к рампе вышла народная артистка СССР Вера Марецкая, которая произнесла свои слова просто, по-домашнему и по-матерински.

   Зрители буквально забросали павлодарцев сиренью и тюльпанами, а потом они увидели феерический «Клоп» в совершенно новой, непривычной трактовке. Овация звучала шесть минут! Через день-два аплодисменты звучали уже девять минут, а на закрытии гастролей актеров вызывали 11 раз! Корреспонденты центральных газет вкушали настоящую сенсацию: несмотря на строжайшее и неумолимое воздействие спецов из Министерства культуры, самобытность павлодарского театра мощным импульсом пробивалась сквозь идейные пелены. Рецензии на спектакли публиковались в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде», «Советской России», «Московской правде», «Литературной газете», «Советской культуре», «Вечерней Москве». «Маяк» записал полностью композицию «Я к вам приду», а радиостанция «Юность» - фрагменты спектакля «Город на заре». Это был уникальный по тем временам факт, когда провинциальный театр приглашался на гастроли в Москву, да еще и с выступлением на кремлевской сцене. Вместе с тем, триумфальные гастроли и столичный успех и ряд других серьезных oбстоятельств стали началом заката неординарного театра, промелькнувшего ярким метеором на театральном небосклоне. Многие актеры получили приглашение на работу в московские и ленинградские театры, уехал в Москву и главный режиссер В.Кузенков. В последующие года театр переживал самые разные времена: подъемы и спады, удачи и поражения. Значительный вклад в становление и развитие театра в тот период внесли известные театральные деятели – главный режиссер Е.И.Еникеев, заслуженная артистка РК Ф.Миронова, заслуженные артисты РК Г.Калашников, И.Чистяков, заслуженный артист Дагестана Б.Корольков, режиссер Е.Чудинов, заслуженная артистка РК О.Белая, заслуженный работник культуры РК А.Михейчев. Но по настоящему возрождение театра началось с 1997 года, когда театр возглавил молодой талантливый, но уже довольно известный в широких кругах руководитель В.Аввакумов, который на основе лучших традиций чеховского театра начал строить свой новый театр – театр, созвучный времени.

   В короткие сроки была сформирована высококлассная труппа, на постановки спектаклей приглашены известные московские режиссеры. В театре была создана современная прогрессивная система организации творческо-производственной деятельности, где эффективно использовались самые передовые методологии и технологии театрального дела. В течение двух сезонов театр преодолел кризис и вновь вошел в число лучших театров Казахстана. В 2000 году в театре открылась малая сцена, где создавались экспериментальные спектакли и постановки авангардного направления. В 2002 году на сцене театра поставлен первый казахстанский мюзикл «Сестра Керри» по роману Т.Драйзера и впервые в Казахстане на постановку в театр был приглашен режиссер из ЮАР Николас Льюис.

   В 2005 году по итогам работы последних лет чеховский театр единственный в Казахстане был награжден Международным театральным Фондом (Швейцария) Золотой медалью «За высокое качество в деловой и творческой практике», и его имя внесено в энциклопедический словарь ведущих объектов культуры и бизнеса Европы. В 2013 году театр впервые в своей истории стал лауреатом Международного театрального фестиваля. За 70 лет активной, интересной и продуктивной работы поставлено свыше 500 пьес, сыграно более 30 тысяч спектаклей, на которых побывало около 10 млн.человек. И сегодня театр сохраняет верность своим лучшим традициям, обогащая постановочную палитру своей деятельности оригинальными, самобытными спектаклями, масштабными театральными проектами, новыми формами и методами работы. Общий массив репертуара театра включает в себя свыше 30 спектаклей различных форм, жанров, категорий и направленности. Большой интерес у зрителей вызывают спектакли классического репертуара, среди них «Поэма о любви» Г.Мусрепова, «Скупой» Ж.Б.Мольера, «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» А.П.Чехова, «Васса» М.Горького, «Женитьба Бальзаминова» А.Островского, «Мертвые души» Н.Гоголя, «Свет надежды» А.А.Карасая, «Без слез, без жизни, без любви» И.Гончарова, «Бесы», «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Смерть Тарелкина» А.Сухова-Кобылина, «Пигмалион» Б.Шоу, «Трактирщица» К.Гольдони и др. С особым успехом на сцене театра идут масштабные постановки: «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Игроки» Н.Гоголя, «Юнона и Авось» А.Рыбникова, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, где реализуются оригинальные режиссерские решения, используются современные постановочные приемы, особые световые и цветовые партитуры. Привлекают внимание зрительской аудитории спектакли, поставленные по пьесам современных авторов, такие как «Очень простая история» М.Ладо, «Продавец дождя» Р.Нэша, «Корабль дураков» Н.Коляды, «Слишком женатый таксист» Р.Куни, «Дрянь» М.Рощина, «Кадриль» В.Горкина, «Тень» Е.Шварца, «Дорогая Памела» Д.Патрика, «Зверь» М.Гиндина и В.Синакевича, «Сауна» И.Васильковой, «Я стою у ресторана» Э.Радзинского и др. Репертуар театра удивительным образом сочетает в себе богатое классическое наследие и современность, устоявшиеся традиции и новые тенденции. Это и есть та изюминка, которая привлекает зрителей на его спектакли, необычные, оригинальные, самобытные, с особым шармом и почерком, свойственным чеховскому театру.

   Театр постоянно находится в творческом поиске, создает и внедряет новые формы и методы работы. Репертуарная политика театра всегда предполагает активную экспериментальную работу, что определяет его творческое лицо, особый стиль, манеру и направленность. В труппе работает 28 актеров, среди них ветераны сцены заслуженные артистки РК – Н.Запруднева, М.Степанова, С.Хорошилова, О.Денисова, Н.Бутырина; известные актеры – А.Репин, О.Светенкова, Х.Хазиева, А.Чужинова, В.Минулина, Р.Шарипов, Н.Белова, Д.Доморощенов, Е.Слесаренко, И.Харитонов, Д.Шмигель, Т.Головатенко, Т.Солдатова, Т.Кияшко. Вместе с ветеранами сцены активно трудятся в театре и молодые актеры, выпускники театральных ВУЗов. Среди них А.Аммосов, А.Анисимов, А.Щетинина, М.Тореев, Ю.Захарчук и др.

   Театр Чехова сегодня – это созвездие замечательных актеров, режиссеров, художников, высокопрофессиональная команда единомышленников, во главе со своим бессменным и общепризнанным лидером Заслуженным деятелем Казахстана, кавалером Ордена «Құрмет», Почетным гражданином Павлодарской области В.В.Аввакумовым. Чеховский театр – театр поразительной творческой молодости, глубоких традиций, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и неувядающей зрительской любви. И, несмотря на свой солидный возраст, он уверенно шагает в будущее, сохраняя энергию надежд и творческих стремлений.